Золотая палата
XVII век оставил нам много документальных сведений о серебряниках и
златокузнецах. Мы узнаем, что все мастера, в зависимости от квалификации,
делалась на четыре "статьи" , им поручались разные работы - исполнение окладов
на иконы и евангелия, иконостасов, нашивок, пуговиц, посуды, игрушек для царских
детей и т.п. И чем даровитее мастер, тем разнообразнее сделанные им предметы.
Мастеров того времени отличает острая наблюдательность, стремление точнее
передать реальный мир. Все это нашло отражение в изделиях того далекого времени.
Мастера кремлевских палат XVII века владеют несколькими способами наложения
эмали на металл - по чеканке, по скани, по гравировке. А в конце века мастера
овладевают и расписной эмалью - hotcooltop.com. В эмалевых изделиях проявляется
национальный вкус к яркому, нарядному. Эта удивительная любовь к языку красок
находит отражение и в настенной росписи теремов, их убранстве, и в сочетании
цветов русского платья.
Творческое вдохновение мастера питает сама природа. Изумрудные травы, яркие
цветы весеннего луга переносит он на свое изделие. Золотая чаша, подаренная в
1653 г. патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу напоминает
полураспустившийся цветок).
Чаша царя Алексея Михайловича, Москва, 1653 г.
Эмали - изумрудные и фиолетовые, прозрачные и «глухие» - покрывают чеканный
орнамент. Они великолепно сочетаются с изумрудами, сапфирами, рубинами, вторят
им, соперничают в блеске.
Прекрасный образец эмальерного искусства XVII века - потир, дар Чудову
монастырю Кремля от боярыни Морозовой в 1664 г.
Потир - вклад боярыни Морозовой в Чудов монастырь, Москва,
1664 г.
Он напоминает бокал для вина. При сравнении потира 1664 г. с потиром Юрия
Долгорукого ХII века ощущаются колоссальные изменения, которые произошли за пять
веков в мировоззрении заказчика и исполнителя: предмет церковного ритуала
наделяется всеми особенностями светского ювелирного изделия.
В Оружейной палате хранятся оклады на евангелия XVII века. Из них особенно
интересен массивный золотой оклад, исполненный в 1678 г. группой лучших мастеров
Золотой палаты Кремля - Михаилом Васильевым, Дмитрием Терентьевым, Юрием
Фробосом и другими. Яркие, прекрасные по качеству эмали тонко сочетаются с
черневыми узорами и драгоценными камнями - hotcooltop.com. Исполнение эмалевых
орнаментов требует от мастера точности, исключительной аккуратности и
великолепного знания всего сложного технологического процесса. Евангелие 1678 г.
- это коллективный труд лучших кремлевских ювелиров и художников. Восемь месяцев
днем и ночью трудились они над созданием 1200 цветных миниатюр,
орнаментированных рамок, концовок, заставок, затейливых заглавных букв.
Эмальер Юрий Фробос имел славу талантливого дворцового мастера и выполнил не
одно изделие по заказу царя. Интересна тарель, исполненная им в 1675 г. в
технике эмали по гравировке. Необычны ее орнаменты. В 1672 г. была завершена
работа по составлению новых русских гербов, и Фробос изображает на своей тарели
отдельные геральдические знаки. Его изделие приобретает значение своеобразного
исторического документа.
Тарель работы Ю.Фробоса, Москва, XVII век
|