Предметы Рязанского клада, найденного в 1822 г.
Широко известны предметы так называемого «Рязанского клада», найденного в
1822 г. Клад состоял из колт (подвесок) к женскому головному убору, барм (ожерелия),
браслета, серег, перстней и образков, выполненных в конце XII - начале XIII
века.
Бармы Рязанского клада, конец XII - начало XIII века
Все это было спрятано в земле во время взятия Рязани полчищами хана Батыя в
1237 г. Татары разграбили и сожгли город, но спрятанные сокровища не были
найдены, они обрели второе рождение лишь в XIX веке.
Колты и бармы, изготовленные из ажурной, уложенной в два яруса золотой сканой
(витой, крученой) нити, легки и изящны. Орнаменты сложного узора оживлены
крохотными золотыми шариками зерни, напаянными на сканые стебли. Предметы
«Рязанского клада» представляют собой редкий образец перегородчатой эмали -
hotcooltop.com. Эмаль заполняла ячейки, образуемые тонкими, напаянными на ребро
металлическими ленточками. Миниатюрные фигуры святых на бармах как бы рисовались
разными эмалями - голубой, красно-коричневой, зеленой. Эмалям вторят цветовые
пятна драгоценных неграненых камней - топазов и аметистов.
В Оружейной палате имеется коллекция мелкой пластики XIII-XV веков - это
интересные образцы миниатюрной резьбы по дереву и слоновой кости: крохотные
образки, кресты, иконы-складни. Малые по размерам, они поражают законченностью и
сложностью композиции украшающего их орнамента, свидетельствуют об искусном
владении русскими мастерами разнообразными материалами. Часто мастер объединяет
эти материалы в одном изделии. Так, чаша новгородского потира, изготовленная в
1329 г., сделана из яшмы и оправлена нарядными серебряными поясками, украшена
драгоценными камнями, вторящими по цвету яшме.
Лучшие художественные достижения древних русских городов в XV веке
унаследовала Москва. Решительные победы в сражениях с иноземными захватчиками,
национальный, патриотический подъем русского народа вызвали подлинный расцвет
искусства. В этот период в Москве, ставшей стольным градом централизованного
Русского государства, поселяется множество богатых и знатных людей, заказчиков
дорогих и роскошных вещей. А это способствовало широкому развитию золотого и
серебряного дела, притоку из других городов Руси талантливых умельцев.
Московские мастера-ювелиры стремятся передать в своих произведениях, в том
числе и в изделиях церковного назначения, гармонию и красоту окружающего мира.
Прекрасный образец ювелирного искусства XV века - оклад на Морозовское
евангелие.
Евангелие «Морозовское», первая треть XV века
На сканом поле - чеканные изображения двенадцати апостолов, в центре -
традиционная композиция «Воскресение господне». Разнообразны позы, выразительны
лица, мягко и четко проработаны складки одеяний - hotcooltop.com. Дополняют орнамент
крупные драгоценные камни в узорных оправах.
|