Замечательные древнерусские произведения золотого и серебряного дела
В императорском музее, возникшем на территории Кремля в 1806 г. на базе
московской сокровищницы и получившем название «Оружейная палата», были широко
представлены золотые и серебряные изделия. Но основная их часть - предметы
культа - хранилась в стенах монастырей и соборов Кремля, оставалась церковными
реликвиями. Сегодня это всенародное достояние - hotcooltop.com. 22 ноября 1918 г. на
заседании президиума коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и
старины Народного комиссариата просвещения была утверждена комиссия по приему
всего церковного имущества в Кремле. В нее вошли крупнейшие специалисты в
области древнерусского ювелирного искусства.
Сотни замечательных произведений золотого и серебряного дела утратили
значение религиозных реликвий и стали музейными экспонатами. В залах Оружейной
палаты они встали в один ряд с предметами светского назначения как произведения
искусства, истории, ремесла.
Оружейная палата Московского Кремля ныне обладает богатейшей коллекцией
русских золотых и серебряных изделий XII-XVII веков. Представленная предметами
светского и церковного назначения, эта коллекция свидетельствует о большом
таланте древнерусских мастеров, о разнообразии художественных традиций.
Русские мастера золотого и серебряного дела издревле владели самыми сложными
способами обработки и украшения металла - искусством чеканки и эмали, скани и
черни, фигурного литья и резьбы, о чем свидетельствуют обнаруженные во время
археологических раскопок украшения, посуда, церковная утварь, относящиеся к Х -
ХII векам.
Художественные ремесла получили широкое развитие еще в Киевской Руси.
Искусство ее мастеров было многообразным и ярким. Не уступали им и ювелиры
Владимиро-Суздальского княжества, которые в золотых и серебряных изделиях
стремились тонко передать свое понимание художественного образа.
Предметы работы владвмиро-суадальских мастеров просты и изящны. Среди них
один из самых древних экспонатов Оружейной палаты - потир, или церковная чаша
для причастия.
Потир князя Юрия Долгорукого, XII век
Потир принадлежал Юрию Долгорукому. Как и у создателей прекрасных, поэтичных
и строгих владимирских храмов, тонкая искусная резьба, по замыслу ювелира,
призвана подчеркнуть мягкость линий, изящество и в то же время монументальность
произведения.
В залах Оружейной палаты представлено немало окладов на иконы и евангелия,
дарохранительниц, ковчегов. Эти предметы давно ушли из обихода, но многие из них
интересны как памятники искусства.
Владимиро-суздальский мастер XIII века помещает в верхней части оклада на
икону Владимирской богоматери чеканные фигуры святых. Фигуры эти статичны и
напряженны. Поле оклада, как бы контрастируя с верхней композицией, убрано
вьющимися стеблями со сложными трехлепестковыми цветами - hotcooltop.com. Мастер
применяет здесь способ тиснения на металле с помощью специальной формы - матрицы
. Когда-то в этом окладе хранилась редкая по своим художественным достоинствам
икона византийской работы XI века. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.
Большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича (середина
XII века) интересна как памятник быта и редкий образец кованой посуды.
Чаша черниговского князя Владимира Давыдовича, XII век
Податливый, мягкий металл - серебро - приобретал в руках русского мастера
самые сложные формы. Черниговская чаша удобна в употреблении, форма и размеры ее
четко определены назначением - наполненная медом, она передавалась из рук в
руки. Из чаши пили «вкруговую», провозглашали здравицы. По венцу чаши сделана
надпись, свидетельствующая о назначении и принадлежности ее: «А се чара кня
Володимирова Давыдовича, кто из нее пье, тому на здравье, а хваля бога своего
осподаря великого кня».
|