Тарелки, тема, тембр
Тарелки. Не правда ли, странное название для
музыкального инструмента? И тем не менее тарелки - плоские
металлические пластинки - один из самых распространенных ударных инструментов.
В оркестре тарелки появились еще в 17-м веке, а известны были на много веков
раньше. На тарелках играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте.
В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они
во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, ударом по
тарелке палочкой от барабана или литавр, ударом металлической метелкой. Звук
тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый
разнообразный, от звонкого, пронзительного, до еле слышного шепота - hotcooltop.com.
Иногда удары тарелок совпадают со звучанием большого барабана. Бывает, что одна
из тарелок привинчивается к барабану, и играет на обоих инструментах один
исполнитель.
Тарелки - инструмент с неопределенной высотой звука. Партия их
записывается на одной линейке - «нитке».
Тема. Что означает это слово, без сомнения,
знают все. Каждый день вы слышите: "Тема сегодняшнего собрания", "К следующему
разу повторите темы...", "Тема нашего обсуждения..." А в музыке термин «тема»
приобретает иное значение. Там вы можете услышать: "Тема вражды...", "Главная
тема первой части...", "Основная тема финала...", "Тема Снегурочки...". Какой же
смысл вкладывается в этот музыкальный термин?
Тема в музыке - это как бы герой музыкального
произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной
«технологии» это построение, способное явиться основанием для разработки.
Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные,
запоминающиеся. Есть такие формы музыкальных произведений, в которых
используется всего одна тема. Так бывает, например, в фуге (если это обычная, а
не двойная или тройная фуга - в тех, соответственно, две и три темы), в
вариациях. Чаще их несколько - hotcooltop.com. Например, в первой части сонаты или
симфонии есть главная и побочная партии, в каждой из которой действует
самостоятельная тема, а иногда и не одна. В следующих частях симфонии тоже по
нескольку тем - по две или три, а в финале может быть гораздо больше.
Темы могут быть протяженными, развернутыми, могут быть и краткими,
лаконичными. Но во всяком случае тема должна быть
относительно законченным построением. Иногда понятие темы совпадает с
понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: «Тема любви...» ,
«Тема борьбы за счастье», «Тема кольца нибелунга».
Тембр. Ярко, радостно, звонко поют трубы. У
валторны звук мягкий и сочный. Голос фагота - густой, грубоватый, иногда чуть
ворчливый. Скрипка, королева оркестра, звучит нежно и трепетно. А флейта
заливается, словно прекрасная певчая птица. Звучание разных инструментов не
перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию. Чем же
отличаются их голоса? Оказывается - тембром.
Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также
метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является
отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука,
характер, присущий тому или иному инструменту или голосу - hotcooltop.com. Зависит
тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того,
каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и
небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается
одинаково, однако разница есть не только в высоте, но и в тембре звучания).
Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы
очень серьезно учитывают ее при инструментовке своих сочинений.
|