Сопрано
3наете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н.
Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу.
Партию Снегурочки - хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому,
светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу - колоратурному сопрано.
Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный
женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет
разные вокальные украшения - колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно
передает сказочный образ. Колоратуры в партии Снегурочки ассоциируются с пением
птиц - спутниц весны, с веселой мартовской капелью, с журчанием веселых
ручейков.
Для колоратурного сопрано написано много разных партий. Раньше композиторов
привлекали в нем блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие пассажи.
Потом, в 19-м веке, стали обращать больше внимания на выразительность пения -
hotcooltop.com. Характер звучания колоратурного сопрано позволяет создавать
шаловливые, своенравные образы, такие как Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки,
Церлина в «Дон-Жуане» Моцарта. Часто колоратурному сопрано поручают партии
сказочных персонажей - Царевны-лебеди в «Сказке о царе Салтане»
Римского-Корсакова, Шемаханской царицы в его же «Золотом петушке».
Иногда большим количеством колоратурных украшений композитор хочет
приблизить звучание голоса к тембру инструмента, подчеркнуть его холодный блеск.
Этим средством воспользовался Моцарт, создавая образ злой волшебницы - царицы
Ночи в опере «Волшебная флейта».
Наиболее распространено среди певиц лирическое сопрано - нежный, легкий
голос. Для него написаны партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Наташи
в «Войне и мире» Прокофьева, Тамары в «Демоне» Рубинштейна - партии, в которых
преобладают черты лиризма, душевной теплоты. Часто встречается и другая
разновидность сопрано - драматическое, сильное и яркое. Композиторы наделяют
таким голосом героинь с волевыми характерами, нередко - с драматической судьбой.
Героинь, страдающих, борющихся за свое счастье, а подчас и гибнущих в этой
борьбе. Таковы Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Лиза в «Пиковой даме»
Чайковского.
Бывают и голоса, которые сочетают в себе различные качества, например,
лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими
голосами могут петь разные партии - hotcooltop.com. Выбирают они для себя те,
которые оказываются более удобными по голосу, близкими по образу. Чудесным
лирико-колоратурным сопрано обладала великая русская певица А. В. Нежданова. Вы
и сейчас можете услышать ее в записи на пластинке.
Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой
насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано была
Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание «первого сопрано мира»
оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас.
Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.
|