Роговой оркестр. Романс
Роговой оркестр. О многих разных оркестрах вы
знаете. Симфонический и эстрадный, духовой и народный... Они состоят из
различных инструментов, объединенных в однородные группы, обладают различными
тембровыми красками в зависимости от материала, из которого инструмент сделан, и
от способа, которым извлекается звук. Роговой оркестр - совсем другой.
Собственно, в настоящем времени о нем говорить нельзя, так как таких оркестров
давным-давно не существует.
Появились они в России с середины XVIII века, существовали в течение примерно
ста лет и состояли из однородных медных духовых инструментов-рогов. Каждый рог
издавал только один тон красивого, звучного тембра - hotcooltop.com. Поэтому в
оркестре было очень много рогов различной величины - столько, чтобы из них
составился звукоряд и можно было исполнять музыку. Играть в роговом оркестре
было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть
человеком, а был как будто клавишей, на которую нажимает капельмейстер: ведь он
не мог сыграть никакой, даже самой простенькой мелодии, а только
один-единственный звук. Притом нужно было его издавать абсолютно точно - вовремя
и указанной длительности.
Конечно, добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра,
поэтому состояли они исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали
знатным вельможам, известным богачам. Так, в Петербурге в начале XIX века
славился роговой оркестр, принадлежащий К. С. Нарышкину.
Романс. Приходилось вам когда-нибудь слышать,
как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к
«романской группе»? Если и приходилось, то вы,наверное, не могли подумать, что
между этим определением и музыкальным термином, обозначающим один из жанров
вокальной музыки, есть самая непосредственная связь. Романс - название, которое
возникло от испанского слова «romance», что и значит
романский, то есть исполняемый на "романском" (испанском) языке. Появилось это
название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые
«светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических
странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
Романсы - пьесы для голоса с инструментальным
сопровождением - распространились из Испании по всей Европе. Попали они и
в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название
закрепилось. Сначала - только за теми произведениями, которые имели не русские
(чаще всего французские - hotcooltop.com) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими
словами, назывались «российские песни». Со временем композиторы стали создавать
романсы на стихи русских поэтов. Наверное, многие из вас слышали замечательные
романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского и
Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова - эти
подлинные жемчужины камерного вокального искусства.
В романсе могут отражаться разные стороны жизни, отношение композитора к
происходящим событиям. Например, романс Даргомыжского «Титулярный советник» -
сатирический рассказ. Другой его романс - «Старый капрал» - драматическая сцена.
А романс Прокофьева «Болтунья» на стихи Агнии Барто - шуточная зарисовка.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент - скрипка, рояль или
виолончель, - как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные
романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других
композиторов.
|