hotcooltop.com | на главную | к оглавлению раздела

 
    Полезные и познавательные страницы  
   

Песня

«Песня - душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей... Невозможно даже перечислить все виды песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.

Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.

И песня,
И стих -
Это бомба и знамя...

писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала 20-го века были для подпольщиков революционные песни. «Мы пели очень много, в разных жизненных случаях, - рассказывал видный революционер Петр Анисимович Моисеенко, - и часто песня была нам просто необходима, без нее мы не могли обойтись. Она звучала на досуге, как развлечение, поднимала настроение, воодушевляла на борьбу, помогала организовывать наши ряды». «Интернационал», «Марсельеза»; «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали...», «Вперед, без страха и сомненья...» - эти и многие другие песни становились грозным оружием. Вот, например, что писала в начале 1917 года большевистская газета «Правда»: «На фронте, в окопах и везде, где русские войска соприкасаются с неприятельскими, должно быть поднято красное знамя - hotcooltop.com. Такое же значение, как красное знамя, имеет песня "Интернационал"... Ее поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях. Мотив песни - родной мотив для рабочих всех стран... Русская революционная армия... должна обучиться хоровому пению "Интернационала"».

В газете «Правда» регулярно печатались тексты песен, их сборники выпускало партийное издательство. И песни начинали звучать все шире, привлекать к себе все больше сердец. Пелось в них о тяжелой жизни народа, о несправедливости и угнетении; песни содержали в себе страстный призыв - бороться с царизмом, бороться за лучшую долю и, если понадобится, с честью погибнуть. Очень разными были эти песни. Некоторые пришли в Россию издалека. Из революционной Франции - «Марсельеза», возникшая во время Великой французской революции (в России ее стали петь с новыми словами, написанными революционером А. Я. Коцем), «Интернационал» (текст его родился в дни Парижской коммуны). Из Польши - «Варшавянка» и «Красное знамя». Большую роль сыграли в годы революции и русские народные песни - такие, как «Дубинушка». Часто революционеры сами создавали стихи или брали стихи известных поэтов и распевали их на знакомые мотивы.

Создавались и оригинальные песни. Например, любимая и сейчас многими песня «Утес Стеньки Разина» («Есть на Волге утес...») на стихи А. Навроцкого была написана А. Рашевской. Разные эти песни не только по рождению своему, но и по характеру. Некоторые - решительные, бодрые, словно зовущие в бой. Иные - печальные, порою даже скорбные, как, например, «Замучен тяжелой неволей» или «Вы жертвою пали» - траурные марши... Есть среди них и широкораспевные, эпические, как «Утес Стеньки Разина», и веселые, жизнерадостные, как «Польская песенка», звучащая в прихотливом ритме мазурки.

В феврале 1918 года для защиты завоеваний революции была создана Красная Армия. Шли полки на фронт. И рождались песни. «Смело мы в бой пойдем за власть Советов...» - пели солдаты революции. Множество песен, новых, посвященных свершающимся событиям, возникало в разных краях страны. «От Урала к высоким Байкальским горам» звучала в Сибири, на Дальнем Востоке. Говорят, песню эту сочинил герой гражданской войны Сергей Лазо. «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Марш Буденного» Дм. Покрасса - с этими песнями шли в бой, преодолевали трудности походов. Часто в песнях-маршах использовались старые мотивы. Так, походная «Взвейтесь, красные знамена» распевалась на мелодию солдатской песни «Взвейтесь, соколы, орлами». Пелись песни-гимны, полные революционной героики, романтизма, такие, как «Красная армия всех сильней», «Марш коммунаров» («Мы за всемирное братство меч обнажили святой...»). А на отдыхе, в часы затишья, звучали и другие напевы. То задумчивые, то шуточные, сатирические, такие, как живущее до сих пор веселое и задорное «Яблочко».

В наше время в дни больших праздников на улицах звенят песни. Они несутся из репродукторов, их поют демонстранты. Их знают все. Всем известны такие, созданные еще в 50-е годы прошлого века, массовые песни, как «Комсомольцы - беспокойные сердца», «Марш демократической молодежи», «Если бы парни всей земли». Еще с 30-х годов 20-го века живут и поются нами такие поистине неумирающие песни, как «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), «Катюша», «Москва майская». Все они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только слушать, но и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним чувством, в одном порыве. Такие песни, созданные для пения на празднике, во время коллективного шествия, в воинском быту, называются массовыми - hotcooltop.com. Эти массовые песни близки народным, о которых Н. Г. Чернышевский писал, что их поют "не из желания блеснуть и выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое чувство". Не случайно многие из них стали народными: их поют часто по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени композитора.

Быть может, самые распространенные среди массовых песен - лирические, рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе чувства молодых, их раздумья, их мечты. Многие композиторы писали и пишут такие песни. Имена их широко известны. Это братья Д. и Дм. Покрасс, М. Блантер, И. Дунаевский, В. Захаров, В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Новиков, А. Островский, А. Петров, Т. Хренников, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Долуханян, Э. Колмановский и другие.

Массовые детские песни имеют свою славную историю, начавшуюся еще в 20-х годах 20-го века песней «Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайцан-Дешкина. Прекрасные детские песни написаны И. Дунаевским, Д. Кабалевским, М. Красевым, Ю. Чичковым, О. Хромушиным и другими композиторами. А для детей младшего возраста существуют песни М. Раухвергера, В. Витлина, В. Герчик, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой и многих других авторов. В последние годы большое распространение получили эстрадные песни - те, которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они тоже имеют большую и славную историю. Во Франции издавна существовало искусство шансонье - поэтов-певцов. В своем творчестве шансонье обращались к простым людям, пели о том, что им близко. В Париже в маленьких театриках и кабачках рабочих окраин выступали шансонье, высмеивавшие власть олигархов, быт и нравы обывателей-буржуа, обличавшие несправедливость и зло.

Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на борьбу за мир, восстает против насилия. Все вы, конечно, слышали имя Виктора Хары, замечательного чилийского патриота, погибшего в застенках диктатора Пиночета. Его убили фашисты, потому что боялись его песен - грозного оружия искусства.

Один из главных секретов могущества песни - ее простота. Даже о самых серьезных вещах - о борьбе за свободу, за мир на земле, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах - песня умеет говорить простым и словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений, - дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии - hotcooltop.com. В песне разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей - запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве - нет. Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную А. Островским.

 
       
   

Все права защищены - © 2006-2024, hotcooltop.com
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на наш сайт.