Орган
Самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на
фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а
духовой инструмент, и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а
маленькой флейте.
Органист, играющий на древнем органе - позитиве
Рисунок с миниатюры 1270 года
В давние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было,
несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе.
Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его
бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А
вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому
уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание.
Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же как те, которыми
кузнецы раздували огонь в горне.
Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. в
нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал
равномернее, и звук получался лучше - ровнее и красивее.
Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый
исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько клавиатур,
расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног - педали,
которыми извлекались самые низкие звуки. Конечно, давно были забыты камышовые
дудочки - флейты Пана. В органе зазвучали металлические трубы, причем число их
доходило до многих тысяч. Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала
клавиша, то на инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть -
hotcooltop.com. Поэтому над клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки.
Каждой клавише соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих
звуки одной высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать
регистровыми ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа
становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты; он может
имитировать даже пение птиц.
В средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических
соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное
звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх
линиями, высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными
органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента
разными композиторами, в том числе Бахом. Разумеется, далеко не вся музыка,
созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него
и так называемые «светские» произведения.
В России орган был только светским инструментом, так
как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.
Орган Московской консерватории
Начиная с 18-го века композиторы включают орган в оратории. А в 19-м веке он
появился и в опере. Как правило, это было вызвано сценической ситуацией - если
действие происходило в храме или около него. Чайковский, например,
воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации
Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы
Гуно «Фауст» (сцена в соборе - hotcooltop.com). А вот Римский-Корсаков в опере
«Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который
прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при помощи органа
имитирует шум морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его
участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей»
Скрябина. В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и
не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто
заменяет.
|