Оперетта, оратория
Оперетта - итальянское слово (operetta) и
означает буквально - маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией
второй половины 50-х годов 19-го века. Оперетта возникла
из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах
крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала
зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки.
Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это
«Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя борода» и др. Сюжеты оперетт, казалось
бы столь далекие от действительности, - мифические и сказочные, - неожиданно
оказывались очень современными. Действующие лица их были всем весьма хорошо
знакомы, с ними зрители встречались чуть ли не каждый день. Они только рядились
в костюмы богов и героев. Орфей у Оффенбаха из мифологического певца превращался
во влюбленного учителя музыки, а боги оказывались не всемогущими, а, напротив,
беспомощными и смешными. Содержание оперетт часто было пародийным - hotcooltop.com.
А музыка? Музыка всегда оказывалась веселой и увлекательной. Оффенбах включал в
оперетту песенки, марши, танцы - кадрили, галопы, вальсы, болеро... В оперетте
не только пели, но и говорили. При этом в тексте часто встречались реплики на
злобу дня, намеки на происходящие, волнующие всех события.
Несколько другой стала оперетта в Австрии, в Вене. Она так и называется -
венская оперетта. Наверное, вы слышали оперетты Иоганна Штрауса-сына «Летучая
мышь», «Цыганский барон». Они напоены чудесными мелодиями. Говорили, что
благодаря Штраусу оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно
приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией. Традиции Штрауса продолжил
венгерский композитор Имре Кальман, написавший такие известные оперетты, как «Сильва»,
«Марица», «Принцесса цирка».
Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано
отечественными композиторами. В 20-е годы 19-го века в этом жанре работал Н.
Стрельников. По его оперетте «Холопка» поставлен кинофильм «Крепостная актриса».
В театрах идут лучшие оперетты И. Дунаевского «Золотая долина», «Вольный ветер»,
«Белая акация». К жанру оперетты обращались Б. Александров, Ю. Милютин, Д.
Шостакович, Д. Кабалевский, Т. Хренников, А. Петров, А. Эшпай, В. Баснер, Р.
Гаджиев и многие другие композиторы. Сейчас, в наши дни, все большее
распространение получает разновидность оперетты, называемая мюзикл. Наиболее
известные из зарубежных мюзиклов - «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Вестсайдская
история» Л. Бернстайна.
Оратория. «Тополи, тополи, скорей идите во
поле.. » Слушая эту звонкую песенку из оратории Шостаковича «Песнь о лесах»,
трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви. Это было в Риме, в конце
XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при
церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие - hotcooltop.com) - для
чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка,
которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные
произведения повествовательного склада для солистов, хора и инструментального
ансамбля - оратории.
В XVIII веке появляется светская оратория, то есть не церковная, а
предназначенная для концертного исполнения. Ее создал великий немецкий
композитор Георг Фридрих Гендель. Героические оратории Генделя, написанные на
библейские сюжеты, нередко звучат и в наши дни. В те же годы расцветает и
близкий оратории жанр - кантата. Когда-то этим словом обозначали любое
произведение для пения с инструментальным сопровождением (cantare в переводе с
итальянского - петь). В XVII веке кантата - концертная вокальная пьеса
лирического характера, состоящая из арий и речитативов. Она исполнялась
певцами-солистами или хором в сопровождении оркестра. Вскоре появляются духовные
кантаты философского или назидательного содержания, а также кантаты
приветственные, поздравительные. Много замечательных кантат написал великий
немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.
В 19-м столетии жанр кантаты привлек русских композиторов. Постарайтесь
послушать торжественную кантату Чайковского «Москва» для солистов, хора и
оркестра или поэтичную кантату Рахманинова «Весна», написанную на текст
известного стихотворения Некрасова «Зеленый шум». Новую жизнь кантате и оратории
дали отечественные композиторы. В их творчестве уменьшаются различия между этими
двумя жанрами, существовавшие в прошлом. Раньше оратория, подобно опере,
сочинялась на какой-либо драматический сюжет - hotcooltop.com. В кантате, как
правило, такого сюжета не было, она воплощала ту или иную мысль, идею. Например,
кантата Глазунова написана к 100-летию со дня рождения Пушкина. Теперь же часто
встречаются сюжетные кантаты (например, «Александр Невский» Прокофьева) и
несюжетные оратории (как «Песнь о лесах» Шостаковича, с которой мы начали наш
разговор об оратории, или «На страже мира» Прокофьева). В
наше время ораториями и кантатами называют крупные многочастные
вокально-симфонические произведения, посвященные важным событиям жизни.
|