Каденция, камерная музыка
Каденция. Если вам придется слушать - в
концертном зале или по телевизору - концерт для фортепиано, скрипки или
виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит
реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те
музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то
противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже
совсем скоро завершение...
Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное
соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в
ней все свои возможности - hotcooltop.com. И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и
певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. К заключительному аккорду
каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты
завершают часть.
Когда-то, в 18-м веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист
импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к
своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы. И
каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой
всего сочинения.
У слова «каденция» (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и
французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это
заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой
музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще
употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина.
Камерная музыка. В старину, когда не было
концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные про
изведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались
несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот - пульты, вынимали из
чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то
садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио,
квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других
инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников
и знакомых.
Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в
аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение - камерная музыка (camera
по-итальянски - комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в
большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.
Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или
оратории. Поэтому камерными называли произведения, написанные для небольшого
числа исполнителей - сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты,
песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях - hotcooltop.com.
И хотя со временем камерная музыка вышла из гостиных в концертные залы, старое
название ее сохранилось. Впрочем, и сейчас ее стараются исполнять не в больших
концертных залах, где обычно звучат симфонии и оратории, а в меньших по размеру
камерных залах.
|