Гобой
Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее
его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в 12-7-х веках до
новой эры был духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна,
которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко
распространена в Средней Азии и на Кавказе - hotcooltop.com. Греческий авлос,
изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не
обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем,
и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель.
В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в 17-м веке стал постоянным
участником оперного оркестра.
Диапазон гобоя - от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до
фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в
разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние -
насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие - пронзительные. Средний и
высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто.
На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные
музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно.
Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает
рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере
Чайковского «Евгений Онегин» на словах «... Проснулось все и солнышко встает.
Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка.
Гобой
Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского -
задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в
«Лебедином озере». А вот Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк»
поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже
переваливающуюся с боку на бок.
Самый близкий родственник гобоя - английский рожок, появившийся в первой
половине 18-го века. Иначе его называют альтовым гобоем. Английский рожок больше
гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный,
«лениво-мечтательный- по определению Римского-Корсакова - hotcooltop.com. Английский
рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него
одну из тем симфонической картины «В Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают
такие напевные мелодии, как во вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из
«Пиковой дамы» Чайковского. А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к
опере Россини "Вильгельм Телль" английский рожок имитирует звучание рожка
альпийских пастухов.
В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.
|