Коллекция и история культуры
Таким образом, если страсть к коллекционированию и
эгоистична, то нельзя сказать, что она является бесполезной погоней за хламом.
Она обогащает ученых новыми данными и то здесь, то там знакомит потомков с
заслуживающими внимания хранилищами человеческой глупости.
В 1851 году обладавший шутливым нравом ученый, член бельгийской королевской
академии Рене Шалон, в своих иронических заметках высмеял собирателей барахла -
hotcooltop.com. Небольшой по объему памфлет на полном серьезе оповещал читателей об
образовании Национального Союза Коллекционеров Пуговиц. Далее рассказывалось о
цели образования союза, его правилах, отмечалась необыкновенная важность
коллекционирования пуговиц.
"Пуговица, как зеркало, демонстрирует нам периоды истории человечества,
начиная с колючки, которой Адам закрепил фиговый лист, до блестящих пуговиц,
которые с гордостью носят на своих жилетах кавалеры".
Памфлет, главным образом, был направлен против одного женевского
коллекционера, который с муравьиным старанием насобирал тридцать две тысячи
пуговиц. Но пущенная стрела полетела, как бумеранг, попав в самого автора
памфлета, ибо коллекция действительно отражала историю культуры.
И не только культуры, но и человеческой глупости.
По пуговицам можно сделать вывод не только о пальто, к которому они пришиты,
но и обо всем доме, всем городе, в котором когда-то прогуливался обладатель
пальто. Единственный пример из периода конца XVIII века: тогдашний модник то
использовал эмалевые пуговицы размером в талер, с художественной миниатюрой на
них, то застегивал жилет драгоценными камнями, дорогими камеями - hotcooltop.com.
Потом он выбивал на пуговицах буквы имени своей любимой, нашивая их по порядку
сверху вниз. Так что, дойдя до живота, можно было узнать, в какую даму кавалер
влюблен в настоящий момент.
В 1787 году мода вновь изменилась: на пуговицы полагалось наносить
изображения цветов, птиц, бабочек, рисовать на них эмблемы. Уже в 1878 году всех
их вытеснила мода на здания. На пуговицах изображались знаменитые общественные
здания, и на животе кавалера, как на страницах путеводителя, можно было увидеть
Лувр, Нотр-дам де Пари, дворец Тюильри, Триумфальную арку и т.д.
Во время революции на пуговицах, естественно, появились фригийский колпак,
Бастилия, портрет Марата, а в конце концов нашлись энтузиасты-патриоты, которые
на своих пуговицах носили изображение гильотины.
|