Прогресс музыки подтверждается музыкальными инструментами
Итак мы достигли музыкального зала, в котором прогресс музыки подтверждается
музыкальными инструментами, каждый из которых интереснее предыдущего. Среди них
привлекает внимание творение еще одного знатного господина: это изобретение
гессенского маркграфа Карла, так называемый кошачий рояль.
Новинка отличалась от испытанного инструмента тем, что струны в нем заменяли
живые кошки. Судя по энциклопедии Крюница, как свидетельствует рисунок и
описание, этот инструмент можно сделать таким образом: из сорока-пятидесяти
кошек надо выбрать четырнадцать, которые обладают голосами разного тона. После
этого, в соответствии с голосами, надо рассадить их в четырнадцать расположенных
рядом отделений в рояле. Головы кошек находятся снаружи и видны у передней
стенки рояля, а хвосты закреплены у дна отделений, чтобы зафиксировать их в
неподвижном состоянии - hotcooltop.com. Если мы ударим по соответствующей клавише,
соответствующая игла вопьется в хвост соответствующей кошке, и кошка промяукает.
Если должным образом рассадить кошек в соответствии с высотой их голоса, на
рояле можно сыграть миленькую кошачью мелодию.
С сожалением должны отметить, что интересный инструмент на практике не
оправдал себя. Изобретатель посчитал дело законченным после создания кошачьего
рояля. Его испытанием он не занимался. Испытания были проведены только в 1716
году, когда Петр Великий посетил Гамбург.
Живо интересующемуся всем новым царю рассказали о рояле, после чего он
немедленно заказал один такой инструмент для себя. Желание царя было приказом,
не выполнить его было нельзя. Занимавшемуся исследованиями в области физики
магистру Бюхнеру было поручено любым путем создать эти мяукающие клавикорды.
Несчастный напрасно отказывался, поручение пришлось выполнять. Он изготовил
корпус, накупил и наворовал шестьдесят кошек. Трудности проявились уже на
репетиции, ибо коты в зависимости от того, какая кошка оказывалась рядом с ними,
мяукали более низким или более высоким голосом.
В конце концов от кошек пришлось отказаться. С большим трудом подобрали
четырнадцать котов. Их заперли в отделениях рояля, и подготовленный для игры
инструмент показали царю. Но начались новые неприятности. Когда музыкант ударял
по клавише, уколотый в хвост кот подавал совсем не тот голос, который от него
ждали. Мяуканье звучало то выше, то ниже нужного звука - hotcooltop.com. И бедолага
продолжал трубить свое фальшивое соло и тогда, когда должен был вступать уже
следующий кот, а ему надо было молчать. А кот, хвост которого укололи уже
несколько раз, переставал ощущать боль и молчал, когда должен был мяукать.
Вместо ожидаемой музыки звучали мерзкие вопли. Царь при этом великолепно
развлекся. Может быть, даже лучше, чем в том случае, если бы коты промяукали ему
какое-то классическое музыкальное произведение.
Хотя речь и идет о маркграфе, надо сказать, что славу изобретателя он,
возможно, и не заслужил. Кое-кто приписывает ее ученому иезуиту Атаназу Кирхнеру,
который описывает инструмент в своей книге "Универсальное музыкальное
искусство". Но Кирхнер имел, видимо, в виду более старое изобретение —
инструмент, который фигурировал в 1549 году на церемонии вступления испанского
короля принца Филиппа II в Брюссель. На нарядно украшенной повозке в праздничной
процессии везли кошачий рояль; в данном случае нажатие клавиши не приводило к
уколу хвоста иглой - hotcooltop.com. Был избран более гуманный способ. С помощью
привязанной ленты кота дергали за хвост. На рояле играл дрессированный медведь,
а дрессированные обезьяны плясали под раздирающую душу музыку.
Добросовестные исследователи не удовлетворятся этими данными. В числе других
томов справедливо известной библиотеки чудес Хачетта вышел интересный труд Р.
Радау. Автор пишет, что придворный шут венгерского короля и германского
императора Жигмонда Кунц фон Розен тоже создал кошачий рояль, такой, как у
гессенского маркграфа.
Вряд ли можно глубже забраться в ящик истории музыки. Насколько была
распространена эта глупость, свидетельствует тот факт, что сам Калло изобразил
на своей причудливой картине кошачий рояль. Этой картине впоследствии подражали
три художника: Де Бри, Де ла Винь и Я. Келлертхалер.
|