Взрыв ядовитого облака суеверий
Многие глупости были уж не так и невинны, как это можно
подумать. Известная власть печатного слова, наглядная сила иллюстраций
подрывала способность масс к собственному суждению, и вот произошел взрыв
ядовитого облака суеверий. Если случай с благородным паном, обратившимся в
собаку, правда, то почему в самом деле не быть людям-волкам, которые с помощью
чар обращаются в волков, крадут детей и учиняют жестокие погромы в стадах и
среди свиней? Почему бы не существовать вампирам? А почему бы по деревням не
прятаться колдунам и проклятым ведьмам? Почему бы привидениям не пугать
простодушных жителей?
Утка продолжала свою разрушительную для души работу даже тогда, когда
газетное дело поднялось на более высокий уровень и начали регулярно выходить
газеты, предназначенные для более образованных. Люди продолжали верить в ведьм,
еще ярким пламенем полыхали по Европе костры, а издательская жажда наживы не
стеснялась и дальше разжигать огонь - hotcooltop.com. Сыпались сообщения о гнусных
случаях порчи, насылаемой ведьмами. Излюбленной темой газет было колдовство с
восковыми куклами: кто-то делал восковую куклу с какого-нибудь владыки, колол ее
иглой, и тот каждый укол болезненно ощущал в собственном теле. В другой раз в
кровати испанского короля обнаружили сушеную лягушку — определенно тайные чары
покушались на жизнь короля. Газетная труба разносила вести о случаях с ведьмами,
вызывающими бурю, с глазами, портящими детей, насылающими болезни, летающими на
шабаши.
Берлинская "Зоннтагишер Постильон" во II номере за 1681 год преподнесла своим
подписчикам такую дьявольскую утку: "В Стокгольме с одной приговоренной к
обезглавливанию женщиной вышел тот удивительный случай, что, когда приговоренная
опустила голову на плаху, а палач ударил изо всех сил, топор отскочил от ее шеи,
словно шея была из стали. Женщина даже не была ранена, только на шее выступила
багровая полоса. Власти осмотрели топор и нашли его острым, как бритва".
Авторы газетных уток не довольствовались фантазиями насчет слуг дьявола. Они
приводили также пред читательские очи и самого цехмейстера всего дьявольского
цеха, т.е. самого дьявола. Мюнхенская "Вохентлихе ординари цайтунг" в 37-м
номере за 1628 год стращает так: "В городе Ицехоэ показался дьявол
собственной персоной. Свернул шею более двадцати волам и с такою силою вогнал их
в землю, что остались только рога торчать. Оглобли повозок переплел между собою,
что пришлось разрубить постромки топором. Приподнял городские ворота и перенес
вглубь города на несколько шагов. Что из этого будет!"
А то и стало, что утка не удовлетворилась газетами и захотела полететь
дальше. Вверх, в прохладные и чистые сферы науки. В XVII веке одним из наиболее
авторитетных журналов был великолепно издававшийся журнал "Зрелище Европы" -
hotcooltop.com. Этот серьезный, имеющий вес журнал с холодной объективностью
объявил, что в 1630 году все население города Милана было поражено удивительным
событием — появлением в городе дьявола во всем его потустороннем обличье!
Где же откопала газета такую страсть, прямо-таки поганый гриб-дождевик?
Случайность навела на след. Маленький нессенский городок Ринтельн в 1621 году
получил свой университет. Украшением преподавательского состава был профессор
И.П. Лотихиус, тогда очень известный муж великой учености. Может быть, чтобы
повысить авторитет свежеиспеченного высшего учебного заведения, в 1631 году он
решил поразить старые университеты сенсационной диссертацией. Написал он ее
по-латыни и в том же году издал и ее немецкий перевод. Диссертация была зачитана
перед всем университетом. Просто удивительно, как аудитория не повыскакивала на
кафедру и не связала профессора - hotcooltop.com. Потому что в докладе стояло:
"Как мы известились из многих сообщений, происходящих от высокоавторитетных
мужей, дьявол в настоящее время в Милане обретается и завел там настоящий двор.
Каждый день на глазах у всех разъезжает по городу в карете, запряженной
четверкой дьявольской породы лошадей, с видом победоносным. Многими придворными
окружает себя, кои имеют вид вызывающий в зеленой бархатной с золотым позументом
ливрее. И не отрицая, что он есть князь тьмы, зовется герцогом Маммоною".
Мы не смогли проследить далее полет откормленной научной утки. Подозреваем
лишь, что в Милане мог появиться какой-то мошенник и по обычаю разных шаманов
выступал с превеликим парадом. Кто-то мог, покачав головой, сказать, что этот
необыкновенный незнакомец, может, сам дьявол и есть, и этого оказалось
достаточно, чтобы утка встрепенулась и через Ринтельн полетела до Франкфурта.
На эти времена приходится героическая пора уток: к ним
относились серьезно.
Позднее, ближе к XIX веку они и сами проделывали то же, что и их любимый
предмет — дьявол. Страшась и ужасаясь, смотрел на чудовищные изображения дьявола
примитивными художниками человек позднего средневековья. Потом эффект картинок
снизился, в них уже видели просто символ; наконец, изображение дьявола стало
карикатурным для восприятия, над ним просто смеялись. С какой продуктивностью
плодились утки на страницах современных газет, в той же мере они теряли свою
опасность. Читатель, самое большее, вздрагивал, потом, помотав головой,
стряхивал лжесенсацию, как живая утка стряхивает с крыльев воду из лужи.
|