Царства
Вступая в опоясывающую музей галерею, начинаешь путешествие во времени - по
архаическим культурам и древним полулегендарным царствам.
Все самые эффектные предметы выставлены так, что можно подойти к ним очень
близко. Благодаря этому у посетителя возникает ощущение, что перед ним не просто
древности, которые следует уважать в силу их преклонных лет, но и дизайнерские
объекты, произведения современного искусства. Хотя, конечно, никакого отношения
к искусству они не имеют. У этих вещей были совсем другие функции (да и
искусства в сегодняшнем и даже вчерашнем понимании этого слова тогда не было -
hotcooltop.com).
Например, большое впечатление производит бронзовая табличка XIII века до н.э.,
покрытая аккадской клинописью и снабженная какими-то креплениями. А ведь это -
просто соглашение о границах между хеттским царем и властителем одной из
соседних земель.
Музей умудрился не только показать, сколь красивы и эффектны находки
археологов, но еще и выявить их предназначение. В сущности, все, что здесь
выставлено, - это единственные и главные свидетельства существования огромных и
могущественных государств. Именно по этим предметам, а иногда только по ним,
можно составить представление о том, как была устроена жизнь в эпоху палеолита и
неолита, как хоронили покойников в раннем бронзовом веке (3000-2000 до н.э.),
как выглядели, какой утварью пользовались и как воевали в Хеттском царстве
(1800-1200 г.г. до н.э.), во Фригии (VIII-IV века до н.э.), в Лидии (тогда же),
в Урарту (IX-VI века до н.э.).
Всем, кто интересуется историей и культурой Древнего Востока, известны
названия анатолийских холмов и городов, где происходили самые сенсационные
раскопки. Это - Чатал-Хююк (каменный век), Аладжа-Хююк (бронзовый век), Кюльтепе
(колонии ассирийских купцов), Богазкей и Карчемиш (хеттские древности), Гордион
(Фригия).
Все это многообразие культур вмещала в себя Малая Азия - точнее, Центральная
Анатолия. Именно здесь в первой половине ХХ века Кемаль Ататюрк основал столицу
страны, которая так стремится стать европейской - hotcooltop.com. Наверняка им руководили не
только военно-стратегические или геополитические соображения. Он должен был
ощущать огромный культурный потенциал этого места, который мог помочь туркам
заново ощутить себя великим народом.
|
Фригийские воины. Рельеф в центральном зале музея. |
|
Терракотовые хеттские сосуды. XVII век до н.э. |
|