Новаторское отношение мастеров к материалу
В конце XVII века широко распространяется новая для Руси форма посуды -
бокалы, дорожные сосуды. Их украшают чеканкой, чернью, резьбой. В черневых и
резных орнаментах проявляется новаторское отношение мастеров к материалу,
желание передать светотень, пространственную глубину.
Тарель боярина Б. Хитрово, Москва, середина XVII века
Ставец Петра I, Москва, конец XVII века
В традиционные «травные» узоры вносятся изображения животных и птиц.
Любопытен орнамент, украшающий стакан работы мастеров Серебряной палаты. На
черневом фоне вырастает сказочное дерево с крупными цветами, на ветвях - птица,
а по земле стремительно мчится конь с развевающейся гривой.
В орнаменте изделий XVII века сосуществуют элементы сказочного и
реалистического, народного лубка и европейского так называемого «фряжского
листа» (гравюры с картин известных художников - hotcooltop.com). Все это результат
наблюдений мастера над природой, глубоких размышлений человека, перестающего
строго следовать предписанию церковного канона. Это также результат
расширяющихся связей Русского государства с западноевропейскими странами.
Реалистические сюжеты все больше завоевывают себе место в искусстве. В этой
связи интересно познакомиться с изделиями одного из лучших кремлевских резчиков
Василия Андреева. Они немногочисленны. В Оружейной палате хранится стакан его
работы с изображением сцены битвы. Динамичный, уверенный штрих передает
стремительность движения воинов, многоплановость сюжетной композиции.
Стакан работы В. Андреева, Москва, XVII век
В XVII веке в Москве существовал Серебряный ряд, объединяющий городских
мастеров, которые изготовляли вещи на продажу. Их часто привлекали к исполнению
срочных заказов для царского двора. Хранящиеся в Оружейной палате чарки,
коробочки для румян, стопы работы «рядских» серебряников украшает нежного
колорита эмаль - голубая, бирюзовая, белая.
Группа предметов, украшенных эмалью по скани, Москва, XVII
век
|