Богатство фантазии русского мастера
В XVII веке большое внимание уделяется украшениям. В Золотую и Серебряную
палаты Кремля поступают заказы на исполнение многочисленных нашивок, пуговиц,
серег и перстней. Сколько тонкого вкуса, смекалки проявляет мастер, украшая
эмалевым орнаментом крохотную пуговицу, следуя ее форме, до конца воплощая на ее
поверхности порою очень сложный замысел. Пуговицы наделялись затейливыми
названиями, свидетельствующими о разнообразии их форм: «репейки», «рожки»,
«миндальные», «львовы головы». Украшались они не только эмалью, но и чернью,
чеканкой, драгоценными камнями.
Богатство фантазии русского мастера проявлялось всюду - при исполнении
предметов украшения костюма, убранства хором, сервировки стола. Многочисленные
приемы, встречи, застолья по поводу приезда послов и других именитых гостей
требовали огромного количества посуды. Ковши, чары, братины, перечницы, солонки,
ендовы (крупные сосуды, из которых напитки разливали в мелкие - hotcooltop.com), корцы и
корчики (маленькие ковшики) поражали иностранцев своей удивительной красотой и
своеобразием форм. «Мы видели множество превеликих золотых сосудов, каких в
уме себе представить не можно», - писал епископ Арсений Елассонский,
сопровождавший константинопольского патриарха Иеремию II во время его
путешествия в Москву.
Наиболее распространенным на Руси видом посуды были ковши. Различны их
размеры и назначение - «питьи», «выносные», а с конца XVII вена «наградные» и
«жалованные». Исстари на Руси из ковшей пили меды ягодные, яблочные с корицей,
гвоздикой и другими пряностями. В Оружейной палате хранится множество золотых и
серебряных ковшей. Примечателен ковш начала XVII века, украшенный жемчужной
обнизью и драгоценными камнями.
Ковш золотой, Москва, XVII век
Образцами чеканной посуды XVII века являются братины. Из братин в древности
пили мед и брагу, передавая ее по кругу - от брата к брату. По своему назначению
братины близки древним чашам (вспомним чашу черниговского князя XII века), но
облик их в XVII веке меняется. В основном все братины этого периода имеют
шарообразное тулово, сильно суженное к венцу, приподнятое на поддоне -
hotcooltop.com. Своей формой братины напоминают глиняный деревенский горшочек, что
свидетельствует о бережном отношении царских серебряников к традициям народного
искусства.
Изготовление братин поручалось самым лучшим «государевым мастерам». Они
прочеканивали сосуд с внутренней стороны специальными гнутыми чеканами, и
поверхность братины густо "порастала" рельефными, сочными стеблями с
трилистником или искрилась множеством блестящих остроконечных треугольников,
возвышающихся на проканфаренном фоне. Интересны братины патриарха Иосифа (1652
г.) и царевны Евдокии Лукьяновны (1637 г.).
Образец виртуозного владения чеканкой - братина думного дьяка Петра
Алексеевича Третьякова.
Братина П. Третьякова, Москва, XVII век
Массивная чаша братины покоится на шести литых человеческих фигурках в
европейских одеяниях. На ее выпуклых боках - чеканные щиты, поддерживаемые
львом, единорогом, птицами, двумя рыбами и двумя юношами. С двухступенчатой
крышечки поднимается на тонком стебельке букетик цветов.
По борту братины нередко украшались надписями. «Умный человек подобен
сосуду злату - из него пити», - читаем мы на одной из старинных братин. А
вот надпись на другой: «Истинная любовь уподобися сосуду злату, ему же
разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму вскоре
исправится».
|