Темп и темперация, тенор
Темп. Это слово не нуждается в особенных
объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что
означает оно скорость движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин
не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости
движения зависят и характер, настроение пьесы. Вы могли прочесть об этом, в
частности, в строчках, посвященных словам Адажио, Аллегро, Анданте.
Основные музыкальные темпы - это:
ларго (largo) - очень медленно и широко;
адажио (adagio) - медленно, спокойно;
анданте (andante) - в темпе спокойного шага;
аллегро (allegro) - быстро;
престо (presto) - очень быстро.
Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие их разновидности, как:
модерато (moderato) - умеренно, сдержанно;
аллегретто (allegretto) - довольно оживленно;
виваче (vivace) - живо.
Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как
molto или assai - очень; росо - немного; non troppo - не слишком.
Темперация. Латинское слово «temperatio»
означает соразмерность, правильное соотношение. Образованным от него музыкальным
термином называют выравнивание соотношений между ступенями звукоряда,
установление системы звуков различной высоты. Сейчас все рояли имеют
равномерную темперацию: каждая октава делится в них
на 12 равных промежутков - полутонов. Так было не всегда - hotcooltop.com. В средние
века существовали другие музыкальные системы. В них темперация была
неравномерной, и в разных тональностях одни и те же по названиям интервалы
звучали по-разному. Именно поэтому, когда был изобретен первый инструмент с
равномерной темперацией, ставший предком современных роялей и пианино,
восхищенный им Иоганн Себастьян Бах сочинил два знаменитых цикла прелюдий и фуг
во всех двадцати четырех тональностях и назвал каждый из них «Хорошо
темперированный клавир».
Тенор. Энрико Карузо. Леонид Витальевич Собинов.
Марио Ланца. Марио дель Монако. Это имена известных во всем мире певцов,
обладавших редким по красоте голосом - голосом, который покоряет всех своим
светлым, звонким и в то же время мягким тембром.
Голос этот - тенор. Тенорам композиторы всех стран наиболее часто поручали
партии главных героев в своих операх. Фауст в одноименной опере Гуно и Хозе в
опере Бизе «Кармен», Ленский в «Евгении Онегине» и Герман в «Пиковой даме»
Чайковского, Гвидон в «Сказке о царе Салтане» и Герцог в «Риголетто» Верди.
Какие они разные! Разнообразны и разновидности этого, пожалуй, самого
популярного голоса в мире.
Самый высокий из теноров - тенор-альтино. Для этого голоса Римский-Корсаков
написал партию 3вездочета в опере "Золотой петушок". Тенор-альтино используется
композиторами довольно редко. Лирический тенор, как и лирическое сопрано, -
самый распространенный. Он использован буквально в каждой классической и
современной опере - hotcooltop.com. Лирический тенор - это Ленский и Фауст, это
Альфред в «Травиате» Верди и Надир в «Искателях жемчуга» Бизе, Пьер Безухов в
«Войне и мире» Прокофьева и еще много-много других ролей. Такой голос был у
великого русского певца Леонида Витальевича Собинова. 3аписи его исполнения соло
и в дуэте с Антониной Васильевной Неждановой можно слышать и сейчас. Наверное,
знаете вы искусство таких прекрасных отечественных певцов, как Сергей Яковлевич
Лемешев и Иван Семенович Козловский.
Драматический тенор встречается среди оперных партий значительно реже, но
именно для него созданы великолепные роли в операх, которые по праву считаются
одними из лучших в мире: Хозе, Отелло в одноименной опере Верди, Герман. Все это
- образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается
трагически. Наверное, вы слышали хотя бы одну из арий этих героев и можете
представить, насколько она напряженнее, драматичнее, чем любая ария лирического
тенора. Драматические тенора - уже упоминавшийся выше Марио дель Монако, певцы
Георгий Михайлович Нэлепп, Нодар Андгуладзе, 3ураб Анджапаридзе.
|