Сурдина. Сюита
Сурдина. Быть может, вам приходилось слышать
выражение - "под сурдинку"? Так говорят о чем-то, что сделано тихо, незаметно,
так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из
музыки, от принадлежностей музыкального инструментария. Французское слово
sourdine происходит от итальянского sordino, sordo - глухой, глухо звучащий,
Сурдина - это специальное приспособление, которым в музыкальных инструментах
приглушают звучность, слегка изменяют тембр.
Сурдины
Для струнного (слева) и духового (справа) инструментов
У разных инструментов сурдины бывают разной формы и сделаны из разных
материалов. Сурдина для струнных инструментов - это деревянный, пластмассовый
или металлический гребешок, который надевается на подставку. Когда применяется
сурдина, звук становится слабее, а тембр - не таким насыщенным, как обычно -
словно призрачным - hotcooltop.com. У духовых инструментов - трубы, тромбона и
валторны - сурдина делается из дерева, алюминия или папье-маше в форме груши.
Она вставляется в раструб. У литавр роль сурдины выполняет кусок ткани, который
кладут сверху, а у фортепиано - модератор: приспособление, опускающее на струны
полоску сукна или тонкого войлока.
Когда требуется играть с сурдиной, композитор помечает в нотах:
con sordino; если сурдину нужно убрать, пишется:
senza sordino.
Сюита. Первые в истории музыки многочастные
инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку
лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить
большое удовольствие - не меньшее, чем танцы. Много веков тому назад появились
произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для
слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite
- последовательность.
Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта,
сарабанда и жига. Танцы эти соединялись по принципу контраста между медленными,
плавными и живыми, прыжковыми. Со временем они стали дополняться другими -
изящным церемонным менуэтом, жеманным небыстрым гавотом, шутливым бурре или
живым, веселы провансальским ригодоном. Иногда появлялись в сюите и
нетанцевальные части - прелюдии, ария, каприччио, рондо. Подобные сюиты вошли в
историю музыки под названием «старинные» - hotcooltop.com. Их создавали многие
композиторы 18-го века. Наиболее известны сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя.
Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом
тех времен, порою - и для маленького оркестра.
В более позднее время, начиная с первой половины 19-го века, большое
распространение получили сюиты другого типа - такие, как, например, "Карнавал"
Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или "Картинки с
выставки" М. П. Мусоргского - собрание пьес, передающих впечатления композитора
от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые сюиты П. И. Чайковского не
связаны с конкретной программой, но и не танцевальны. Это характеристические
пьесы с чертами тонкой стилизации. Часто составляются сюиты из музыки к
театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы,
например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д. Д. Шостаковича, «Золушка» С. С.
Прокофьева. Наверное, вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.
|