Остинато, партитура и партия
Остинато. Вы, наверно, слышали Седьмую симфонию
Д. Д. Шостаковича. Средний раздел ее первой части изображает фашистское
нашествие. Очень тихо начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с
однообразным ритмом. Она повторяется много раз и каждый раз - все громче, у все
большего количества инструментов. Она словно разрастается до гигантских
размеров, создавая образ бездушной, бесчеловечной силы, которая надвигается,
стремясь задавить, загубить все живое. Такого впечатления композитор добивается
с помощью приема остинато. Этот прием использован и в «Болеро» Равеля, где
неизменно повторяется одна тема лишь в другой оркестровке с усиливающейся
звучностью.
Итальянское слово "остинато" (ostinato) означает упрямый, упорный.
В музыке так называют особый прием, при котором
многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая
фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного ожидания,
обрисовать комическую ситуацию и т.д.
Партитура. Пьесы для рояля или аккордеона
записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой.
Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на
трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т.д., две нижние - для
рояля. Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший
коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же
писать отдельные строчки для каждого исполнителя - hotcooltop.com. Нельзя, да и не
нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например скрипок
или виолончелей, а в хоре - одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной
строчки.
Если на нотных строчках написать одну под другой партии
разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной
странице нотной бумаги в двадцать четыре - тридцать строк записывается все, что
играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице
могут лишь несколько тактов. В партитуре партии всех инструментов размещены в
строгом порядке. Внизу - строчки для струнных инструментов, над ними помещается
группа ударных, выше - медные духовые, еще выше - деревянные. Если в исполнении
участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше
струнных инструментов.
И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки - для
самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота - у деревянных,
тубы - у медных. Чем выше строка, тем выше «голос» инструмента.
Страница партитуры
Седьмой симфонии С. С. Прокофьева
Партия. Это слово вы и пишете, и говорите сами,
наверное, очень часто. «В магазин поступила большая партияновых товаров»;
«Шахматист выиграл партию»; «Оппозиционная партия», - в каждой из этих фраз
слово «партия» имеет иное значение. И вам оно, конечно, понятно без объяснений.
А как же в музыке? И в ней слово «партия» имеет не одно, а два различных
значения - hotcooltop.com. С одним вы, наверняка, сталкивались. Во время концерта
объявляют: «Партию фортепиано исполняет...»; «Партию Хозе в опере "Кармен"
исполнил...» И так далее. Партией в этом случае называется
составная часть музыкального произведения, исполняемая одним музыкантом или
несколькими - в унисон. Так, любой струнный квартет (мы имеем в виду
квартет - произведение) состоит из партий первой скрипки, второй скрипки, альта
и виолончели. В операх у каждого солиста своя партия. В романсе вы слышите
партию голоса и партию фортепиано. Из партий басов, теноров, сопрано и альтов
состоит и хоровое произведение.
Но можно услышать и такую фразу: «Главная партия этой сонаты мне очень
понравилась, а вот побочная кажется не такой удачной». В данном случае слово
«партия» обозначает один из разделов сонатной формы.
Подробнее об этом значении вы можете прочесть в наших рассказах о сонате и об
экспозиции.
|