Музыкальная форма и музыковед
Музыкальная форма. Вы были на исполнении кантаты
С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось
услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А
ведомственный хор к очередному корпоративному празднику разучивает новые песни.
Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы произведения
очень разные - разные и по жанру, и по форме.
Что же такое - форма в музыке? Музыкальной формой
принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального
произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала,
соотношение и чередование тональностей. Конечно, каждое музыкальное
произведение обладает своими неповторимыми чертами. Но все же на протяжении
нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные
закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы произведений.
С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это
куплетная форма, в которой пишутся песни. Сходна с ней ведущая от нее свое
происхождение старинная форма рондо - hotcooltop.com. Основаны они на двух (или - в
рондо - нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях
строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто
контрастных, а порою даже конфликтных тем.
Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная формы.
Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это
означает, что начальный эпизод в конце. после контрастного ему среднего эпизода,
повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит,
различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки
Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов.
Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности,
сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ.
Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это,
прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями. Кроме
того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как
фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья. Встречается в музыке и так
называемая свободная форма, то есть композиция, не связанная с установившимися
типовыми музыкальными формами. Чаще всего композиторы обращаются к свободной
форме при создании программных произведений, а также при сочинении всевозможных
фантазий и попурри на заимствованные темы - hotcooltop.com. Правда, часто и в
свободных формах присутствуют черты трехчастности - наиболее распространенной из
всех музыкальных построений. Не случайно и самая сложная, высшая из всех
музыкальных форм - сонатная - в основе своей также трехчастна. Ее главные
разделы - экспозиция, разработка и реприза - образуют сложную трехчастность -
симметричное и логически завершенное построение.
Музыковед. Вечером по телевидению транслируют
оперу. До начала спектакля вы слушаете пояснительное слово, в котором
рассказывается история создания произведения, раскрываются его особенности. Вы
хотите узнать побольше о композиторе, музыка которого вам очень нравится. В
библиотеке вам дают книжку о нем. Состоялась премьера музыкального спектакля. В
газетах и журналах появляются на него рецензии. В концертном зале, перед началом
вечера симфонической музыки, слушатели покупают программы. В них вложена
аннотация - рассказ о музыке, которую предстоит услышать.
В музыкальных школах, кроме занятий по специальности, то есть обучения игре
на том или другом инструменте, существуют еще уроки сольфеджио и музыкальной
литературы. Если вам непонятно значение какого-то музыкального термина или нужно
узнать что-либо, относящееся к музыке, вы берете музыкальный словарь или
энциклопедию...
Во всех этих случаях вы сталкиваетесь с одной из сторон деятельности
музыковеда. Специалисты-музыковеды получают образование в консерватории, на
теоретико-композиторском факультете. Там они получают знания по истории
отечественной и зарубежной музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, анализу
музыкальных форм, получают педагогическую, лекторскую практику, обучаются
основам редактирования. Музыковеды - это ученые, авторы
исследований о творчестве композиторов, о той или иной эпохе в развитии
музыкальной культуры, о различных средствах музыкальной выразительности.
Музыковеды - это и многочисленные педагоги всех уровней, от профессоров
консерватории, авторов учебников по истории музыки, музыкальной литературе,
гармонии и т.д. до преподавателей музыкальных школ, руководителей музыкальных
кружков.
Музыковеды работают в архивах и в музеях, редактируют книги о музыке и ноты;
подготавливают музыкальные радиопередачи и программы концертов; пишут
критические статьи. Это очень интересная, многосторонняя профессия, требующая
больших и разнообразных знаний, умения разбираться и в музыке прошлого, и в
музыкальных событиях и явлениях современности, умения хорошо и свободно владеть
словом, выражать свои мысли устно и в письменной форме и, конечно, свободного
владения роялем, без которого настоящий профессионал просто немыслим -
hotcooltop.com. Отечественное музыковедение знает имена многих выдающихся
музыкальных ученых. Есть среди них даже академик - Б. Асафьев, которому
принадлежит много книг и статей, посвященных отечественным и зарубежным
композиторам.
|