Легкая музыка, лейтмотив
Легкая музыка. Признаемся сразу - термин этот не
из самых удачных. В самом деле: если есть легкая музыка, значит должна быть и
тяжелая? Но уж такой нет на свете. Бывает музыка серьезная, мрачная, грустная,
трагическая - но только не тяжелая.
Поэтому и вместо «легкой» лучше говорить как-то по-другому. Например -
развлекательная. Действительно: именно развлекательная музыка и является самой
«легкой», доступной по содержанию. Она не вызывает глубоких раздумий. Ее дело -
развлечь, а иногда и отвлечь, дать отдохнуть. Однако «легкая» и
«развлекательная» - не синонимы. Ведь к легкой музыке относятся оперетта,
танцевальная музыка, эстрадные песни, джазовые композиции. А это - далеко не
всегда только развлечение - hotcooltop.com. И оперетты бывают такие, как, например,
«Вольный ветер» Дунаевского, где говорится о борьбе за мир против поджигателей
войны. И эстрадные песни есть веселые, а есть и очень серьезные, драматичные,
заставляющие глубоко задуматься... Да и джаз - тоже не всегда развлекательное
искусство.
И тем не менее - живет такой термин - легкая музыка. И приходится его
принимать. Только будем всегда помнить, насколько он условен.
Лейтмотив. Наверное, любому их нас хоть один раз
довелось слышать симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк» о том, как Петя
поймал волка. Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с
боку на бок утка, веселая птичка, ворчливый дедушка, свирепый волк... Всех их мы
как будто видим - так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в
тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о птичке,
которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут...
Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка - быстрые пассажи
маленькой флейты-пикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной мелодией,
похожей на пионерский марш, дедушку - басовитым ворчанием фагота, волка -
страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной сказки Прокофьева
охарактеризованы лейтмотивами.
Лейтмотив - немецкое слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий
мотив. Так называется яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема - чаще
мелодия, но может быть и краткий, из нескольких звуков, мотив, и аккордовая
последовательность, которая обрисовывает какой-то образ или драматическую
ситуацию. Лейтмотивы применяются в больших музыкальных произведениях - операх,
балетах, симфонических сочинениях, - и появляются неоднократно на их протяжении,
иногда в измененном, но всегда узнаваемом виде - hotcooltop.com. Очень любил
использовать лейтмотивы немецкий композитор Рихард Вагнер. Особенно много их в
его тетралогии «Кольцо нибелунга», где лейтмотивами характеризуются не только
герои, но и их чувства, и даже отдельные предметы, как, например, заветный меч,
золотое кольцо, символизирующее власть над миром, призывный рог юного героя
Зигфрида.
Применяли лейтмотивы и русские композиторы. В опере «Снегурочка»
Римский-Корсаков дает лейтмотивы и самой дочери Весны и Мороза, и
красавице-Весне, и Лешему - олицетворению дикой, пугающей фантастической силы. В
«Лебедином озере» Чайковского звучит лейтмотив лебедей. А помните оперу Глинки
«Иван Сусанин»? Композитор характеризует поляков мелодиями и ритмами их
национальных танцев полонеза, краковяка, мазурки. В дальнейшем, на протяжении
следующих актов оперы, мазурка приобретает значение лейтмотива. Сначала, во
втором акте, в замке короля Сигизмунда, она звучит торжественно и звонко. В
следующем акте, в доме Сусанина, куда захватчики врываются, чтобы заставить
старого крестьянина вести их на Москву, мелодия мазурки звучит воинственно и
грозно. Наконец, в четвертом действии, в глухом лесу, в непроходимой чаще, куда
завел поляков Сусанин, мазурка «сникла», потеряла свой блеск, свои
самоуверенность и воинственность. В ней слышатся растерянность, беспокойство,
бессильная злоба.
|