Лад - объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу
Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется
ладом. Основной звук лада - самый устойчивый, к которому тяготеют все
остальные, - называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых -
тоника, - называется тоническим трезвучием.
Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные.
Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые
называются мажор и минор. В основе мажора - тоническое трезвучие, в
котором сначала, снизу - большая терция, а над ней малая. Мажор получится, если
вы, подойдя к роялю, нажмете последовательно все белые клавиши от ноты до вверх
до следующей ноты до, расположенной октавой выше. Такое последовательное
звучание нот в пределах октавы называется гаммой.
То, что вы сыграли, гамма до мажор. Можно сыграть мажорную гамму от любого
другого звука, только тогда в некоторых местах белую клавишу придется заменить
черной. Ведь построение гамм подчинено определенной закономерности - hotcooltop.com.
Так во всех мажорных гаммах после двух взятых подряд тонов следует полутон,
потом идут три тона подряд и снова полутон. В минорной гамме звуки чередуются
иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. При этом гамма всегда
называется по ее первому звуку.
В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей
и нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но
расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со
ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение - оно нам еще понадобится). А
тональность... Предположим, вы поете песню на уроке. Песня закончилась, и
преподаватель говорит: "Хорошо, в ре мажоре у вас получилось (ре мажор - значит,
самый устойчивый, основной звук песни - ре, а в аккомпанементе самый устойчивый
аккорд, на котором песня закончилась, - ре-мажорное трезвучие). А теперь давайте
попробуем спеть ее немного повыше". Дает «настройку»: несколько аккордов в ми
мажоре, чтобы вы привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в другой тональности.
Мелодия та же самая, как будто ничего и не изменилось, но звучит песня на тон
выше, чем раньше. И основной устойчивый звук песни - теперь не ре, а ми. И
поэтому закончил ось все ми-мажорным аккордом.
Значит, тональность - это высота лада, высота, на
которой он расположен. Иногда ее называют - ладотональность. Название
тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его
главного звука - тоники - до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез
минор... Вот и появилось у нас название еще одного лада - минор. Это тоже очень
распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезвучие, в
котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. Минор получится,
если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля.
Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку
снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI. VII. Тоника - это
I ступень.
Мажор и минор - самые известные, самые распространенные лады. Но существуют
кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще
используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады искусственные,
придуманные композиторами - hotcooltop.com. Так, например, Михаил Иванович Глинка
придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми звуками
расстояниецелый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка придумал его, чтобы
передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного.
Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады и
из другого количества звуков. Так в целотонном - шесть ступеней. Есть целая
группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente - пять, tonos - тон), -
это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим количеством ступеней.
|