Контрабас, контральто
Контрабас. Самый низкий по звучанию среди
струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в
симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который
опирается звучание всех остальных инструментов.
Диапазон контрабаса - от ми контроктавы до соль первой октавы. Чтобы не
писать слишком много добавочных линеек, условились записывать партию контрабаса
октавой выше его подлинного звучания. Как сольный инструмент контрабас выступает
редко - hotcooltop.com. На нем очень трудно добиться остроты и точности интонации,
так как он слишком большой и громоздкий. Играть на нем приходится стоя или сидя
на специальном очень высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать
его струны, приходится приложить немалые усилия.
Контрабас
Тем не менее некоторые контрабасисты достигают настоящей виртуозности и
играют сложные пьесы, часто - написанные для виолончели. Таким
контрабасистом-виртуозом был Сергей Кусевицкий, прославившийся как выдающийся
дирижер. Среди отечественных контрабасистов наибольшей известностью пользуются
имена И. Ф. Гертовича - первого контрабасиста-солиста, Александра Михно,
лауреата Международного конкурса контрабасистов, Михаила Кикшоева.
Контрабасы популярны в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как правило, на
них играют щипком - пиццикато.
Контральто. Так называется самый низкий женский
голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по
аналогии со струнным инструментом. Голос этот встречается редко, да и
композиторы используют его тоже не часто. Нередко к нему обращался Чайковский.
Так, он написал для контральто партию Ольги в «Евгении Онегине» и Полины в
«Пиковой даме».
В некоторых операх контральто исполняет партии юношей. Так, специально для
великолепной певицы-контральто Воробьевой-Петровой Глинка создал партию Вани -
приемного сына Сусанина - в опере «Иван Сусанин», а также молодого хазарского
хана Ратмира в «Руслане и Людмиле» - hotcooltop.com. Римский-Корсаков поручил
контральто партию гусляра Нежаты в «Садко» и пастуха-певца Леля в «Снегурочке».
Песни Леля, пожалуй, наиболее популярны среди контральтового репертуара,
особенно третья: «Туча со громом сговаривалась...».
Иногда, если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу,
наиболее близкому к нему - меццо-сопрано. Диапазон контральто от фа малой октавы
до фа второй октавы.
|