Колоратура, композитор
Колоратура. По-итальянски coloratura -
значит украшение. Украшения в музыке - это виртуозные пассажи, трели и другие похожие
на них «музыкальные орнаменты», которые расцвечивают основную мелодию арии или -
реже - романса.
Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого
высокого, легкого и подвижного женского голоса - колоратурного сопрано. Так,
все вы, наверное, не раз слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная
флейта» или арию Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин» - hotcooltop.com. Но бывают
колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов. Например, ария дона
Базилио «Клевета» в опере Россини «Севильский цирюльник» написана для баса, но богато
«изукрашена» колоратурами.
Особенно характерны колоратуры для опер итальянских композиторов. Итальянские
певцы издавна славились своей виртуозностью, и с самых давних времен в итальянской музыке
сложилась традиция расцвечивать вокальную музыку разными украшениями. В 19-м веке эта
традиция отчасти сказалась и в сочинениях композиторов других стран.
Встречаются колоратуры и в русской музыке. Вспомните арию Людмилы из оперы
Глинки «Руслан и Людмила». В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова колоратурные
пассажи подчеркивают холодность, фантастическое происхождение дочери Мороза и Весны.
А в романсе Алябьева «Соловей» колоратура подражает птичьим трелям.
Композитор. Было время, когда этим словом называли
любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось.
Ведь латинское composito означает сочинение, составление. Термин compositor можно
перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к составлению
(композиции!) изящных букетов.
Однако, уже начиная с 16-го века, этот термин все чаще стал употребляться в
смысле «сочинитель музыки» (сначала говорили, как правило, «композитор музыки» ).
Сейчас у него имеется только одно это значение.
Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю свою жизнь
музыке: с детства учиться играть на рояле, хорошо знать все музыкальные науки -
теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального искусства -
hotcooltop.com. Нужно изучить произведения всех крупных композиторов прошлого и современности,
понять особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов.
Только тогда можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется,
если есть творческое дарование. Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном
училище и в консерватории на теоретико-композиторском факультете.
|