Каприччио, кастаньеты
Каприччио. Итальянское слово "capriccio"
означает каприз, прихоть. В музыке оно или его производные встречаются довольно
часто: так называют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого
характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под
впечатлением его поездки в Италию - hotcooltop.com. В этом оркестровом каприччио
использованы разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым создается
красочная картина веселого итальянского карнавала.
Иногда употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина - каприс
(caprice). Широко известны скрипичные каприсы Паганини - виртуозные, причудливые
пьесы. Могли вы слышать и Вальс-каприс Антона Рубинштейна, написанный для
фортепиано, но звучащий часто в оркестровом варианте.
Кастаньеты. Это своеобразный музыкальный
инструмент ведет свое происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет
пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту.
Кастаньеты принадлежат к числу ударных инструментов симфонического оркестра.
Применяют их довольно часто, как правило, в танцевальных эпизодах: в испанских
увертюрах Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в испанских танцах из
балетов Чайковского и Глазунова. В опере Бизе «Кармен» во втором акте героиня
танцует под кастаньеты, которыми она выстукивает замысловатый ритм.
Кастаньеты
Настоящие испанские кастаньеты делаются из дерева твердых пород - черного
дерева, самшита, кокосовой пальмы. По форме они напоминают раковины и соединены
попарно шнурком, который стягивается вокруг большого пальца. Техника игры на
кастаньетах довольно сложна. Испанские танцовщики учились ей с детства.
В оркестре применяется упрощенная разновидность кастаньет: две пары
деревянных раковин, насаженных на концы рукоятки.
|