Интерпретация, интродукция
Интерпретация. Пианист играл одну из последних
мазурок Шопена. В ней были изящество, пленительная легкость. Под пальцами
музыканта возникала очаровательная миниатюра, которой хотелось любоваться без
конца. А через несколько дней ту же мазурку исполнил другой пианист. Звучали те
же ноты, но что это?.. Воспринималась она совсем по-другому. В ней слышались
грусть, мечтательность, неясные надежды...
Не будем сейчас выяснять, кто из музыкантов более верно понял мазурку.
Главное вот что: содержание каждого музыкального произведения настолько обширно
и многогранно, в нем заложено столько разнообразных возможностей, что
каждый исполнитель играет его по-своему. Он может
подчеркнуть грацию или мечтательность, сыграть строже или свободнее, выделить
исполнением основную мелодию или окружить ее мельчайшими мотивами-подголосками
аккомпанемента... Может по-своему расставить смысловые акценты, что-то выделить
динамически, где-то немножко ускорить или замедлить темп, и музыка зазвучит
совсем иначе.
Толкование музыкального произведения исполнителем и
называется интерпретацией (латинское interpretatio - объяснение,
толкование), трактовкой. Но нельзя думать, будто исполнитель играет, не считаясь
с замыслом композитора, с указаниями, сделанными в нотах - hotcooltop.com. Целью
интерпретации должно быть верное раскрытие замысла произведения. Исполнитель -
пианист, дирижер, скрипач, певец - стремится передать слушателям те чувства и
мысли, которые вложил в свою музыку композитор.
Интродукция. Наверное, нет такого любителя
.музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и
необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его - французский композитор
Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а
после небольшого вступительного раздела следует быстрая, прихотливая «капризная»
музыка. О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в
посвященных им рассказах.
Ну а латинское слово introductio означает вступление.
В музыкальных произведениях так называется
вступительный эпизод, по большей части медленный, предваряющий вступление
основных музыкальных тем. Бывают интродукции перед оперным действием,
частью кантаты или оратории - hotcooltop.com. А Михаил Иванович Глинка назвал
интродукциями начальные сцены своих опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила", те
сцены, в которых еще не начинается действие, а дается своего рода предисловие -
широко, крупными мазками написанная картина к событиям, которые развернутся в
дальнейшем.
|