Джаз
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,
зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял.
Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,
среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины. В
начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом.
Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать
рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины,
разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники
находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.
В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по
пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники
привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались
воспоминания о музыке страны предков - hotcooltop.com. Оставались лишь стихийная
жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух
воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном,
христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему,
вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за
гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс.
А в конце XIX века появились и другие песни - песни-жалобы, песни протеста.
Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об
обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на
каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к
старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары. Очень
любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать
самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на
палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски.
После окончания гражданской войны 1861-1865 годов в США были распущены
духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки
старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли
получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться
негритянские духовые оркестры - hotcooltop.com. Угольщики, каменщики, плотники,
разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия.
Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения
спиричуэлс и блюзов - их национальной вокальной музыки. На своих трубах,
кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения, его
ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные школы белых были закрыты для
них. Играли по слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам,
перенимая их приемы. Так же по слуху сочиняли.
В результате переноса негритянской вокальной музыки и
негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -
джаз.
Основные особенности джаза - это импровизационность и свобода ритма,
свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо
коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же касается
джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing - качание),
то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: «Это чувство
вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы
импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с
непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».
Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз
успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и во
всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые
музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк
Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла Фицджералд и Бесси Смит.
Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор
Джордж Гершвин написал «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром,
использовал элементы джаза в своей опере «Порги и Бесс».
Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы
прошлого века. Это был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида
Утесова - hotcooltop.com. На многие годы связал с ним свою творческую судьбу
композитор Дунаевский. Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в
жизнерадостном, до сих пор пользующемся успехом фильме «Веселые ребята».
В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз -
это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых
коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в
одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется
какой-то другой музыкант.
|