Барабан, бас
Барабан - это очень
древний и очень распространенный инструмент. Его предок - простая
каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди.
Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не
по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или
какой-то обруч натягивать звериные шкуры.
Если вам случал ось видеть африканские или восточные пляски, то вы, наверное,
помните, что в них барабан - одно из «главных действующих лиц». Он сопровождает
пляску прихотливым, капризно меняющимся ритмом - hotcooltop.com. В некоторых африканских странах
барабан и сейчас используют в качестве «телефона»: барабанная дробь далеко
разносится в воздухе, передавая условным языком важные сведения, предупреждая об
опасности.
Были у барабана когда-то и трагические функции: под его мерную дробь вели на
казнь, прогоняли солдат сквозь строй. А сейчас под звуки барабана солдаты строем
идут на парад.
Большой оркестровый барабан
Две разновидности барабана - большой барабан и малый барабан - уже давно
являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в
группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому
записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» - одной линейке,
на которой отмечен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то
отдаленные пушечные выстрелы. В оперном и симфоническом оркестрах его используют
иногда в изобрази тельных целях. Например, Бетховен в Шестой, Пасторальной
симфонии с его помощью передал звук грома; Шостакович в Одиннадцатой симфонии
применил большой барабан для изображения пушечных выстрелов. Играют на большом
барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми проб кой
или войлоком - hotcooltop.com. У малого барабана звук сухой и отчетливый. Его дробь
хорошо подчеркивает ритм музыки, иногда оживляет ее, а иногда и вносит тревогу.
Играют на малом барабане с помощью двух палочек.
Малый барабан - военный, походный инструмент.
Однако он может стать даже солистом симфонического оркестра. В "Болеро" Равеля
он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского
танца. Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых
барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия. А в
Одиннадцатой симфонии дробь малого барабана изображает картину расстрела 9
января 1905 года.
Бас. «Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо
твое... » Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как
родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из
оперы Глинки. Партию Сусанина - простого русского крестьянина, героя, отдавшего
жизнь за родину, композитор поручил басу.
Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий).
Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир
Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в «Князе Игоре» Бородина, Фарлаф в
«Руслане и Людмиле» Глинки, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини,
Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Кутузов в "Войне и мире" Прокофьева... Только из
этого перечисления ясно, какие богатые возможности таит в себе бас, какие
разнообразные характеры от возвышенно героического до ярко комедийного может он
воплотить.
Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович
Шаляпин. Голос его - высокий бас - был исключительным по красоте, богатству и
мягкости тембра - hotcooltop.com. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин
иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею
оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих
других.
Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И.
Петров, Б. Гмыря. Можно назвать солиста Большого театра Е. Нестеренко: с
огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и на сцене
знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала».
Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты,
который встречается только в русских хорах. Диапазон басов от фа большой октавы
до фа первой.
|