hotcooltop.com | на главную | к оглавлению раздела

 
    Полезные и познавательные страницы  
   

Антракт, апассионата

Антракт. Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные антракты. Они то нас и интересуют.

Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание О невидимом граде Китеже и деве Февронии». Идет первая картина третьего акта. На сцене - площадь в Великом Китеже. Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу. Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что произошло дальше.

Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема ... Но послышалась простая и раздольная мелодия - песня русской дружины - hotcooltop.com. Вот уже все сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, «убить» ее... И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка.

Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству. Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь отдельные, словно «усталые» обрывки татарской темы – "победительницы" сменяют один другого...

Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт «Сеча при Керженце».

А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе «Кармен». В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями торный пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке. Антракт к четвертому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами, вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит трагическая развязка оперы.

Апассионата. «Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди» - так передает М. Горький свои мысли об одной из сонат Л. Бетховена.

Фортепианная соната № 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее - записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась незаписанной - hotcooltop.com. Название «Аппассионата» - страстная - было дано этой музыке не ее автором, однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: Прочтите "Бурю" Шекспира.

Действительно, в Аппассионате бушуют страсти шекспировского масштаба, однако облик их иной - современный Бетховену. Слышатся отзвуки музыки Великой французской революции: и напев Марсельезы в конце первой части, и стихийная героическая пляска финала.

Вообще же термин appassionato, происходящий от итальянского appassionare - возбуждать страсть, - применяется для обозначения характера исполнения музыкального произведения.

 
       
   

Все права защищены - © 2006-2024, hotcooltop.com
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на наш сайт.