Аккорд
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков; на хмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды...
Не правда ли, всем хорошо знакомы эти строки из « Евгения Онегина» (не раз на
страницах этой книжки вы встретите цитаты из бессмертных пушкинских творений.
Ведь его стихи сама музыка!). А приходилось ли вам задумываться, что,
собственно, звучало под пальцами юного поэта?
Аккорд - слово, происходящее от итальянского accordo (согласие), - означает
сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты, звучащих
одновременно. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если вы подойдете к
роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то скорее всего аккорда
не получится, выйдет беспорядочное сочетание звуков - hotcooltop.com. В аккорде же
звуки располагаются определенным образом: чаще всего так, чтобы их можно было
записать через одну ступеньку друг от друга, по интервалам, которые называются
терцией (что такое интервал, посмотрите в рассказе о нем).
Если в созвучии встречаются тоны, не укладывающиеся в так называемое терцовое
расположение, их определяют как неаккордовые. При этом безразлично, в каком
месте клавиатуры вы нажмете клавиши. Можно извлечь один звук в самом басу,
другой - в середине клавиатуры, а третий вверху. Или один звук сыграет
контрабас, второй и третий - две флейты. Конечно, расстояние окажется намного
больше терции. Но это созвучие все равно будет аккордом, если, собрав все звуки
как можно ближе, в одну октаву, вы получите расположение «через ноту».
Есть еще одно значение слова аккорд - это полный набор струн для
какого-нибудь музыкального инструмента. Так, в магазинах продаются гитарные или
скрипичные аккорды.
Акцент. Латинское слово accentus означает
ударение. С ним мы встречаемся, как правило, когда речь идет о языке. Иностранца
можно узнать по акценту. В русском языке, в отличие от многих других, акценты
очень прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из
средних слогов. В этих двух фразах слово акцент употреблено в разных смыслах.
В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во втором из
приведенных примеров. Акцент - это более сильное, ударное извлечение какого-то
одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в
начале такта, на его первой доле. Например, в вальсе (попробуйте напеть про себя
любую вальсовую мелодию - hotcooltop.com), в его трехдольном размере ударение
приходится каждый раз на первую из трех долей такта. А в марше акцентируемой,
ударной долей будет первая из двух или четырех.
Но бывают случаи, когда акцент смещается. Например, в мазурке он, как
правило, оказывается на третьей (иногда - на второй) доле. Возникает
прихотливый, изменчивый ритм, характерный для этого танца. Такое перенесение
акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и является эффектным
выразительным средством. Композиторы часто используют его.
Когда акцентируемый звук находится в начале такта, акцент разумеется сам
собой и никак специально не указывается. Если же он перенесен на другую долю
такта или должен быть особенно сильным, его указывают в нотах значком > или
сокращением слов sforzando, sforzato (акцентированно, с силой, выделяя) - sf.
|