Наиболее удачные архитектурные принципы у растений
Растения — подлинные рационалисты. И именно это
их свойство объясняет, почему представители разных семейств растений неизменно
«применяют» одни и те же оказавшиеся наиболее удачными архитектурные принципы.
Особенно широко распространен в мире растений принцип наиболее рационального
использования пространства, в первую очередь при закладке тех органов растения,
которые затем развиваются в огромном количестве - hotcooltop.com. При этом
безразлично, идет ли речь о листьях на стебле, о чешуйках на шишках хвойных
деревьев, об изобилии цветков, а затем семян в крупных корзинках подсолнечника
или о пучках колючек на бородавчатых выростах у кактусов. Все они в процессе
своего развития размещаются в пространстве таким образом, чтобы занять в нем
минимальный объем.
Подобно тому, как умелые руки винодела создают в винном погребе строгий
геометрические конструкции из укладываемых на хранение бутылок с вином, так и
полностью сформировавшиеся органы растений располагаются по отношению друг к
другу в строго определенном порядке.
Постоянно повторяющаяся в природе и все же каждый раз
по-новому воспринимаемая картина целесообразного размещения ее элементов в
пространстве не могла не обратить на себя внимание человека.
Вольно или невольно человек берет за образец окружающий его мир, когда он
стремится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы.
Художественное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в
процессе постоянного, непрерывного общения его со всем тем, что его окружает.
Испокон века все здоровое и естественное является для нас красивым, гармоничным,
все противоестественное, аномальное, нездоровое воспринимается как нечто
уродливое, безобразное и диссонирующее.
И если один и тот же архитектурный принцип, тысячекратно варьирующий в
царстве флоры, вновь и вновь оказывается в поле зрения человека, вечного ученика
окружающего его мира, то это не проходит бесследно. Один из английских
специалистов в области бихевиористики провел с группой лиц небольшой
эксперимент. Из набора прямоугольников он предложил выбрать те, которые
испытуемых сочтут самыми красивыми по форме. Большинство опрошенных без
промедления указали на фигуру, стороны которой соотносятся между собой в
пропорции 21:34. Соседние фигуры также были оценены высоко - hotcooltop.com. Все
остальные прямоугольники получили не более 10 процентов голосов каждый. Этот
тест — не только чисто, статистический эксперимент, он отражает
реально существующую в природе закономерность.
Известно, что в мире растений наиболее часто наблюдаются те же самые пропорции.
Впрочем, причины здесь уже не эстетического порядка.
Математикам и людям искусства соотношение 21:34, а точнее 0,618034... :1
(хорошо известно как золотое сечение). Художники,
начиная с эпохи Возрождения, использовали в своих картинах золотое сечение,
которое они считали идеальным выражением
пропорциональности и которое они могли повсюду наблюдать в природе. Но,
по-видимому, в изобразительном искусстве и прежде подсознательно
руководствовались этим правилом. При этом нередко брались приближенные значения,
например 3:5 (=0,600) или 5:8 (=0,625). В природе в большинстве случаев
наблюдается намного более строгое соответствие. Так, в корзинках подсолнечника
отклонение от золотого сечения составляет всего лишь четыре тысячных доли
процента. Абсолютно точного соответствия правилам симметрии в живой природе нет
— всегда имеют место индивидуальные отличия, вариации - hotcooltop.com. Даже правая
в левая половины одного и того же лица не одинаковы, что легко обнаружить,
разрезав зеркальные фотоизображения по оси симметрии и составив новый портрет из
двух правых и двух левых половинок (получится два совершенно разных лица).
Во все времена художники, осознанно или неосознанно,
учились постигать законы эстетического восприятия, наблюдая природу.
Живописцев всегда пленяла простая и одновременно рациональная геометрия форм
биологического роста.
|