Игры природы
Восточная пословица гласит, что жук-короед выедает в
древесине ходы в форме букв, но букв он не знает. Исследователи природы во
времена барокко думали по-другому. Как раз, если в древесине, траве, камне видны
линии или пятна, напоминающие по форме буквы или рисунки, они имеют значение,
посредством их природа хочет что-то сообщить нам. Поэтому они тщательно
коллекционировали камни, корни, фрукты, всякую всячину, если ищущая
таинственность фантазия обнаруживала в них что-то необычное.
Француз Ж. Б. Робинэ разработал детально теорию, согласно которой природа с
самого начала стремилась к сотворению человека как самого совершенного существа
и, чтобы попрактиковаться, готовила эскизы. Таким эскизом является любое
каменное образование, напоминающее по форме какую-либо часть человеческого тела.
Таков, например, антропокардит, то есть камень, по форме напоминающий
человеческое сердце, а также камни, похожие на человеческие руки, ноги, уши,
глазное яблоко, почку и т.д.
Ищущая сходство фантазия распространилась и на материнство. Роды женщине
облегчает aetites — орлиный камень (по-немецки "Алдерштайн" или "Клапперштайн" -
hotcooltop.com). Орлиным этот камень называли потому, что находили его в гнезде
орла. Откуда берет этот камень орел, мы не знаем, известно только, что орлица не
снесет яиц, пока не добудет себе такой камень. Это, собственно говоря, кусок
окаменевшей глины, в котором внутренний слой отстал от внешнего, и, если камень
потрясти, он гремит. То есть в переносном смысле его можно назвать материнским
камнем, поэтому надо прислушаться к указанию природы и повесить камень на шею
рожающей женщины. В упомянутой книге доктора Кундманна, на которую мы столь
часто ссылаемся, во всех подробностях представляются все общественные и частные
коллекции, в которых встречаются такие орлиные камни, оспенные камни (со
щербинами, что означает, что они помогают против оспы) и другие причудливые по
форме или что-то напоминающие камни.
Но эти получающие так много внимания камни являются не эскизами, а играми
природы. Нам знакомы стоящие в итальянских музеях шкафчики из эбенового
дерева, выложенные мраморными пластинками. Некоторые пластинки абсолютно
достоверно воспроизводят вид города или ландшафта. В левом переднем углу в
соборе Святого Марка в Венеции на гладко отшлифованном мраморе четко
вырисовывается изображение маленького попугайчика.
Со страшным утрированием интереса к игре мы встречаем в венской светской
сокровищнице, в том же зале, где выставлен рог единорога, уже разжалованный до
рыбьей кости. Здесь хранится знаменитая агатовая чаша, также "не подлежащее
отчуждению имущество" императорского двора. Два столетия назад о ней говорили,
что она ценнее всех остальных экспонатов - hotcooltop.com. На шлифованном агате
проступают несколько букв имени Христа. Но по соседству с буквами видны и
какие-то подозрительные штрихи: на основании этого пошли разговоры, что
человеческая рука вмешалась в это творение природы...
Lusus Naturae устраивало фокусы и в растительном мире. Если где-нибудь
находили лимон в лимоне, прорастающую из груши грушу, редис в форме человеческой
руки, гриб, по форме напоминающий человеческую голову, игра природы давала новую
пищу охотникам за чудесами. Находку с благоговением направляли соответствующему
курфюрсту, подробное описание на латыни посылали в "Ephemerides ", с трепетной
точностью указывая место и время находки. Иногда мы натыкаемся на сообщения о
вещах, даже еще более ценных, чем редис или капустная кочерыжка.
2 июня 1646 года в поселке Шеневальда работница косила серпом траву. Вдруг к
ее величайшему испугу простой по виду цветок закричал человеческим голосом. На
растении росли две человеческие головы: турка и христианина. Они-то и кричали.
Но было уже поздно, серп нанес им смертельные ранения. Погибшее растение
отправили сначала в Виттенбергский университет, а потом предложили саксонскому
курфюрсту.
11 июля 1724 года на клеверном поле близ Нидерхофена в клевере выросло
странное растение, увенчанное девичьей головой. Видна была даже грудь, кожа у
девушки была серебристого цвета, прическу составляли тщательно расчесанные
кудри. Более того, на голове был чепец, и девушка носила корсаж. Тупой батрак
взмахнул косой и скосил растение - hotcooltop.com. Тогда-то и выяснилось, что оно
было живым, как обычный живой человек. У него было тело, была кровь. Когда коса
скосила его, оно скончалось, несчастное. Что с ним стало? Об этом нигде не
написано, скорее всего, его похоронили, потому что вюртембергскому герцогу были
посланы лишь рисунки растения.
Знать в любом случае претендовала на такие игры природы. В 1634 году в
районе Штрехлы нашли стебель, на котором насчитали восемнадцать колосков. Когда
его обнаружили, он был еще зеленым, поэтому управляющий приставил к нему
специальных сторожей, которые днем и ночью, сменяясь, несли караул до самого
созревания. После этого, как и можно было ожидать, растение было отправлено
герцогу.
Знаем мы о стебле пшеницы с двумя колосками; он не попал в герцогскую
коллекцию, но научная литература уделяла ему внимание по другой причине. У
хозяина пшеничного поля было красивое имя: Венцеслав Шерфер фон Шерферштейн. Мы
упоминаем об этом ради достоверности, чтобы ни у кого не закралось сомнение в
подлинности истории. Господин Венцеслав наткнулся на двуглавый колос во время
прогулки и принес его домой в подарок жене, которая переживала последние дни
беременности. Подарок принес неожиданный результат: в ту же ночь жена в ответ на
мужнино внимание принесла ему в подарок двойню.
|